СОДЕРЖАНИЕ
Труд педагога, воспитателя нам знаком с детства. Проверка тетрадей, проведение уроков, беседы на поучительные темы — это не весь перечень его действий. Есть огромная подводная часть айсберга, связанная с написанием массы бумажных документов. Одна из них — методическая работа. Она помогает самой технологии обучения, даёт важные знания и ценные рекомендации, позволяет делиться опытом. А иногда является и дополнительным бременем в работе.
Миссия
Инструктивно методические письма в системе образования России, Беларуси, Казахстана и многих бывших республик СССР являются наследием прошлой системы, когда был чёткий контроль за учебным процессом. Да и многие другие сферы жизни подвергались указаниям и рекомендациям. Трудно взвесить и оценить полезность, актуальность этих документов. Во многом — это атавизм, но и отказываться от советов не всегда рационально.
Учебный процесс идёт по строгой школьной программе, утверждённой в самых верхах образовательной системы. Но школа, садик или ПТУ не ограничиваются лишь научными знаниями и изучением предметов. Много внимания уделяется воспитательной, внешкольной работе. Указания сверху помогают корректировать общенациональный учебный и воспитательный процесс, дают определённый импульс и направление развития. Получаемые от боссов советы и пожелания могут касаться множества проблем. Это эстетическое воспитание, воспитание любви к Родине и природе.
Методические советы помогают корректировать нравственное воспитание молодого поколения, способствуют развитию ряда качеств:
- Уважения к старшим.
- Любви к созидательной деятельности.
- Эрудиции.
- Военно-патриотической подготовке.
- Интереса к знаниям.
- Соблюдению правила безопасности.
Методические инструкции могут касаться проблем оценок знаний, работы с трудными подростками, оформления школы и уголков, функционирования библиотек и различных кружков. Подобные письма приходят даже в тюрьмы для несовершеннолетних, где также проводятся уроки и занятия.
Новое в методическом обеспечении
С начала 2015 года появился приказ Министерства образования и науки России. По этому документу все учебники обязаны иметь электронную версию. Есть определённый обязательный перечень. Онлайн версия обязана полностью соответствовать бумажной версии. Есть много предложений и реальных государственных программ по переходу на планшетный тип обучения. Планшетный учебник можно синхронизовать с интерактивной доской, справочником или учебником по другому предмету.
Это не только совершенствует процесс, но и экономит бумагу, развивает детей в информационном плане. Ведь один планшет способен вместить сотни книг, выигрыш в цене получается колоссальный. Дополнительное преимущество — дитё избавляется от необходимости таскать ранец весом в несколько килограмм, наживая себе сколиоз или грыжу. Но есть и отрицательная сторона этого вопроса. Волшебная энергетика книги и бумажного носителя способна нести определённое таинство и силу, помогающую лучше усвоить науку.
Дух эпохи
Последние несколько лет в российском обществе идёт тоталитарное возрождение патриотических настроений. Активно пропагандируется новая национальная идея: «Мы победили Гитлера — мы лучшие». День Победы стал главным праздником страны, все принялись наряжаться в пилотки и покупать собакам ошейники в виде полосатой ленты. Это «победобесие» отражается и на школьном воспитании.
Снова стало модным приглашать на вечера памяти ветеранов, проводить «Зарницы» и петь «Смуглянку». В методических посланиях 2016-2017 учебных годов эта тематика будет крайне актуальной. Причём её можно накладывать на многие предметы: историю, литературу, музыку, рисование, географию. Даже на уроке физики можно рассмотреть устройство первой в мире реактивной ракеты или особенности танка Т-34.
Чего ждать?
Новый, 2016-2017 учебный год не принесёт ничего особо нового. Рядовому учителю стоит бояться не свежих ЦУ сверху, а снижения заработной платы, роста коммунальных услуг, дороговизне продуктового рынка. Некоторые методические разнарядки имеют определённый подтекст — отвлечь педагога от реальных проблем, нагрузив его непонятными заморочками. А потом приехать с проверкой и устроить разнос в стиле: «За что государство вам деньги платит?» Но ведь никакая методичка не поможет заставить детей любить предмет и преподавателя.
Если он бездарь, но при этом выполняет все указания и нормативы — страна не получит грамотных и думающих людей. Занудство, невежество и тупость педагога могут убить в ребёнке интерес к изучению определённого предмета. «У нас по химии в школе такая дура была — я химию с детства ненавижу» — банальная фраза взрослого человека. Так что ни принимайте всё близко к сердцу, а бестолковые инструкции сверху воспринимайте как игру. Любовь к детям и науке — главный секрет успеха учителя.
Если Вы серьёзный педагог, стремитесь к совершенствованию и повышению своего профессионального уровня, то определённую пользу Вам принесёт это видео:
Число работников сферы образования в России: | 6000000 человек. |
Средняя заработная плата педагога детского сада: | 23000 рублей. |
Уровни системы образования в РФ: | муниципальный, региональный, федеральный. |
Виды учебных заведений в России: | государственные и частные. |
Год открытия одной из первых школ на Руси: | 1068. |
Год отмены сословности в образовательной системе России: | 1864. |
Год начала ликвидации неграмотности в РСФСР: | 1919. |
На эпиграф:
«Учиться, учиться и ещё раз учиться!» — этот мудрый завет вождя всех пролетариев можно перефразировать в другую народную мудрость: «Век живи, век учись!» Это очень актуально для работников образовательной сферы.
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда чтобы информировать нас